Copyright © 2004 Киностудия "НОВЫЙ ОДЕОН". All rights reserved.
Анатолий Эйрамджан: “Я ТОТ КТО УГРОЖАЕТ СЛОВОМ”.
Интервью газете " Культура " № 22(7381) 5-11 июня 2003г .
Поддавшись уговорам подруги, Наталья нанимает частного агента с целью любой ценой найти компромат, разоблачающий любовные
похождения супруга... В День святого Валентина неожиданно вернувшаяся из командировки жена чуть не застает в гостях у мужа
любовницу. Лучшее, что смог придумать неверный муженек, - выставить свою пассию нагишом на мороз... Одинокая миловидная
библиотекарша выступает в телепрограмме, загримированная под Аллу Пугачеву. Растроганный этим зрелищем новый русский дарит
девушке турпутевку в Майами. Одно условие - в Америку она должна ехать в костюме Аллы Пугачевой... В день серебряной свадьбы
герой фильма узнает от жены, что она уходит от него, потому что он - импотент. Он остается со своей проблемой один на один. Но
ненадолго: на помощь ему приходят друзья и, конечно, женщины... Эти и многие другие пикантные, полуанекдотические сюжеты
сотворил Анатолий Эйрамджан - без сомнения, самый продуктивный российский комедиограф. Как заметил один критик, "даже если
закроются все российские киностудии разом, создатель "Моей морячки", "Бабника" и "Импотента" как-нибудь да найдет способ снимать
по две-три народные комедии в год".
Добавлю, что Эйрамджан еще и автор сценариев фильмов "Где находится нофелет?", "Самая обаятельная и привлекательная", "Витя
Глушаков - друг апачей" и некоторых других. Недавно Анатолий Эйрамджан переехал из Москвы в американский город Майами.
Чем вызвано это решение?
Обычно я приезжал из Москвы на зиму в Майами, где за сезон снимал два фильма. Я - южный человек и с некоторых пор стал понимать,
что не могу больше переносить московскую зиму. А с прошлого года изменились иммиграционные правила, и я не мог находиться в США
по туристической визе больше месяца в году. Поэтому я подал на гринкарту. Буду продолжать снимать в США, а озвучивать и монтировать
в Москве. Просто я получил еще некоторую степень свободы.
Переехали с семьей?
Да, с женой и 3-летним ребенком. Жена моя - незаменимый член нашей группы. Она по образованию программист и инженер, но у нас
она гример, кроме того, записывает звук. В фильме "Импотент" танцует на лошадке. В "Третьем не лишнем" поет песню "Эй, моряк!". То,
что мы позвали Новодворскую и Борового сняться в фильме "Примадонна Мэри", - это ее идея. Мы позвонили им в Москву, попросили
приехать в Майами. Новодворская сначала решила, что это происки коммунистов, которые хотят ее выманить из России. Но оба п
риехали и остались очень довольны.
Анатолий, вы работаете в открытом для критики жанре народной комедии, грубоватой и где-то пошловатой. И вы это
делаете, не гримируя себя под Феллини и Тарковского, а впрямую, как это делают люди, убежденные в своей правоте.
Говорят, вы единственный режиссер в мире, умеющий снять фильм за 8 дней...
Я не проверял. Но в России - наверняка. Недавно я поставил личный рекорд. Последний фильм "Стрела любви" мы сняли за пять дней.
"За прекрасных дам" и "Бабника" - за 10. Количество съемочных дней на разных фильмах колебалось между 8 и 12.
Для меня это непостижимо. Как вы добиваетесь такой скорости?
Мое ноу-хау? Когда я был сценаристом и сидел на съемочных площадках у других режиссеров, то убедился, что уйма времени уходит зря.
Обычно численный состав группы - 40 - 60 человек. У меня он сокращен до шести. Все люди проверенные, взаимозаменяемые, каждый и
швец, и жнец, и на дуде игрец, все в поле моего зрения. По первому образованию я инженер и смог все ввести в рациональное русло.
Как выразился Юлий Гусман, все снимают за 3 миллиона, один Эйрамджан - за 300 долларов, да еще в Майами. У меня действительно
мизерные бюджеты - в пределах 70 - 100 тысяч долларов. Своя студия "Новый Одеон", офис ее в моей квартире, так мы еще снижаем
накладные расходы.
Вы работаете так быстро, что, как мне рассказали, актеры не успевают выучить текст роли и вы им подсказываете фразы
во время съемок...
Да-да. Все началось на фильме "Где находится нофелет?". У Панкратова-Черного были длиннющие монологи, он меня ругал последними
словами, и я стал ему подсказывать. Он находился со мной в какой-то телепатической связи. Повторял слова, которые я ему надиктовывал.
У вас сложилась своя команда. Из фильма в фильм вы занимаете Бориса Щербакова, Александра Панкратова-Черного,
Ширвиндта и Державина, Михаила Кокшенова. Они что, ваша большая и дружная семья?
К этому списку я бы добавил Наталью Селезневу. Все они актеры старого советского комедийного кино, которые по психофизическому
облику подходят для моих картин. Ведь новых комедийных актеров практически нет.
В ваших фильмах варьируются разнообразные типы любовных отношений. Ваши герои - удачливые и неудачливые мужья,
жены, любовники, рогоносцы, импотенты. Сюжетный гардеробчик вполне укладывается в цикл амурных анекдотов. Почему
вы выбрали эту жанровую нишу?
У меня есть фильмы, выпадающие из клише, такие, как "Ультиматум", "Сын неудачника", "Моя морячка". Но в принципе вы правы. Эта
тема в социалистические времена была закрыта. Да и сейчас многие при слове "импотент" вздрагивают. Даже название фильма "Бабник"
 было в свое время встречено чуть ли не в штыки. Сказывается наше пуританское воспитание. Но заметьте, ни в одном моем фильме нет
эротических сцен.
Как это нет?! Вы, наверное, хотите сказать, что в этих сценах нет откровенных деталей.
У меня нет сцен, где герои долго обнимаются, целуются. Хотя меня все считают эротическим режиссером. Я из тех людей, про которых
пишут: "Маньяк заманил девушку в лифт, угрожая словом". Я тот, кто угрожает словом. Но у меня в фильмах нет таких слов, как эрекция,
сперматозоид. Это есть у Вуди Аллена, которого все воспринимают нормально, хотя он в этом плане зашел намного дальше, чем я.
Наша критика еще не готова к таким вещам. Даже у вас проскочило слово "пошлость", с которым я не согласен. Если только в словарном
значении "просто, примитивно". А вот скабрезности у меня нет. Я стараюсь быть на грани фола, но не переходить эту грань.
Насчет пошлости... Это главное обвинение, которое в ваш адрес выдвигают критики и зрители. А я пытаюсь понять для
себя, может ли кино на анекдотичные, сальные темы быть не пошлым? Герои ваших последних фильмов - русские мужики,
живущие в Майами, веселые и беззаботные. В эмигрантской жизни, конечно, озабоченности больше. Может быть, вы
ориентируетесь на публику в России, чтобы показать им облегченный, лакированный вариант эмиграции?
Помните, у Ильфа и Петрова в фельетоне "Как создавался Робинзон" редактор просит сделать из острова полуостров, чтобы туда шел
народ. Я берусь за жанр комедии, понимая, что у меня не должно быть озабоченных людей. Знаю, у эмиграции много проблем. Но чтобы
людям дать чуть-чуть радости, нужно создавать легкие комедии. Как это делал Пырьев. Конечно, люди жили не так, как в фильме
"Кубанские казаки". Но зрителям было приятно.
Когда в России смотрят ваши американские картины, то думают - вся эмиграция так живет. Вам не кажется, что своими
"майамскими казаками" вы дезориентируете публику?
Реалии майамской жизни у меня отражены. Я не порхаю в небесах. Кроме того, российские зрители могут смотреть и другие фильмы
из жизни эмиграции - сериал "ПМЖ", например. Кто хочет смотреть воздушное, необременительное кино, пусть смотрит мои фильмы.
Что касается критиков, то зрители куда тоньше чувствуют и правильнее понимают мои фильмы. Критики нередко путают актеров,
обстоятельства фильмов, не замечают нюансов.
Я предусмотрительно не писал о ваших фильмах, хотя порой подмывало, так что я чист перед вами как стеклышко.
Я как-то предчувствовал, что наступит момент и режиссер Эйрамджан переедет в Майами, и мы с вами будем беседовать.
И вообще, я за мир между режиссерами и критиками.
А я - за справедливость.
Столь нелюбимые вами критики ваши фильмы называют халтурными. Как вы к этим обвинениям относитесь?
Сценарий "Самой обаятельной и привлекательной" я написал за 7 дней, сценарий "Где находится нофелет?" - за 8. Могу написать
сценарий за 5 дней. У меня взрывной темперамент. Идея долго созревает внутри меня, а выплескивается моментально. Бог дал людям
разные возможности. Один режиссер снимает за год, другой... Я не говорю, что одно лучше, другое хуже. Отсюда и представление, что я
снимаю халтурные фильмы. Да, какие-то вещи нам не удаются. Например, в одной из сцен "Неудачника" нужно было снять стрип-бар.
Мы обратились в стрип-бар, и нам поставили условие: 10 тысяч долларов за час съемки. Мы не могли себе это позволить. В результате
стрип-бар оказался на экране бедненьким.
Что в ваших текущих планах?
В голове у меня крутится сюжет, какой, пока не скажу, но снимать в июле-августе в Майами бесчеловечно, слишком жарко, буду снимать
в сентябре-октябре. История в прежнем духе, может быть, удастся сделать ее поярче.
Беседу вел Олег СУЛЬКИН / г.Нью-Йорк