Copyright © 2004 Киностудия "НОВЫЙ ОДЕОН". All rights reserved.
СЦЕНАРИСТ, РЕЖИССЕР, ПРОДЮСЕР.
Интервью Нью Йоркской радиостанции "Новая волна", опубликованное в журнале
" МЕТРО ", ( г.Нью Йорк / Апрель 2004г. )
Радиопередача «Светская жизнь» на 620АМ.
Приглашаем вас в солнечный Майами - ведь именно там живет светской жизнью наш сегодняшний герой - Анатолий Эйрамджан,
который очень хорошо известен и своими фильмами, и своими сценариями. Давайте, вспомним некоторые из них: сценарии « Самая
обаятельная и привлекательная », « Где находится Нофелет ", « За прекрасных дам! », « Бабник », « Настоящий мужчина » и
мн. др.   А фильмов и не перечесть: « Импотент », « Жених из Майами », « Моя морячка », « Ночной визит », « За прекрасных дам! »,
« День Святого Валентина », « Тайное свидание » и другие.
Популярный актер Александр Панкратов-Черный как-то заметил: « В нашем кинематографе появился новый жанр. Название ему -
Эйрамджан: небольшие деньги, узнаваемые актеры, быстрые съемки, частенько за границей, где съемочная группа совмещает
приятное с полезным, - это и есть стиль режиссера Анатолия Эйрамджана ». А еще он очень любит своих актеров.
Давайте поговорим о ваших фильмах. Читая критику я удивилась, что Валерия Новодворская, от которой редко услышишь хорошее
слово, очень тепло говорит о ваших фильмах. В чем секрет успеха? - Вы говорите об успехах фильмов, или почему так говорит
Новодворская?
Расскажите обо всем...
Тогда вначале о Новодворской. Когда задумывался фильм "Примадонна Мэри", была такая ситуация: в аэропорту Майами наши герои
Щербаков и Кокшенов разыгрывают сцену встречи известных людей. Они должны были держать плакаты с именами, например,
Хакамада, или др., и под этим пдедлогом приставать к незнакомым одиноким прилетевшим девушкам ( в аэропорт их гнала именно
ностальгия по нашим российским девушкам ). В сценарии я написал, что они держат плакаты с фамилиями Новодворской и Борового.
Моей жене пришла мысль, чтобы именно они и приехали. Я посчитал, что идея - как говорил Остап Бендер - плодотворна. Позвонил
Новодворской, она перепугалась и сказала, что думает, что мое предложение - происки коммунистов, чтобы таким образом выудить ее
из страны. А Боровой сразу во всем разобрался и пообещал, что они приедут. Кроме того, в Майами тогда г астролировал известный
ньюйоркский певец Михаил Гупько, и он предложил спеть в фильме какую-нибудь песню. Родилась идея, чтобы при движении из
аэропорта в город Гулько ( в образе зэка) вместе с Новодвор¬ской и Боровым оказались в одной машине и там пели очень хорошую
песню Гулько «Заграница». Так в фильме появился музыкальный номер. Находясь в Майами, Валерия покорила всю русскую общину.
Она очень эрудированная, доброжелательная, внимательная, очень хороший человек, хотя иногда ее высказывания бывают довольно
резкими и несколько экстравагантными. Но в жизни она добрейший, полный юмора, человек. С тех пор я испытываю к ней самые нежные
чувства.
Почему, на ваш взгляд, ваши фильмы пользуются таким успехом?
Дело в том, что если вы посмотрите на российский экран, то увидите, что там превалируют фильмы гангстерско-убийственно-бандитско-
милицейского плана, которые изо дня в день вызывают у зрителей чувство беспокойства. А я с самого начала занимаюсь жанром
комедии, в котором, естественно, не может быть никаких кровожадных сцен и, кроме того, мне нравятся простые, незатейливые фильмы,
но с интересным, сюжетом, с хорошими актерами. Вот все это я и пытался дать своим зрителям, то есть то, что я сам хотел бы увидеть на
 экранах как зритель. И как показала практика, начиная с моих первых фильмов, где я был сценаристом, у моих картин - высокий рейтинг,
их зрители смотрят с удовольствием, и многие мне благодарны за эти фильмы. Хотя не скрою, критика иногда обвиняет меня в
безвкусице.
Мне думается, главное в том, что ваше кино любимо зрителями. Хотелось спросить, что или кто помогает вам придумывать
сценарии?
Только жизнь. Самый лучший драматург - жизнь. Никто не может подсказать лучше те ситуации, которые бывают подсмотрены в жизни и
которые случайно дают толчок к написанию сценариев.
Хoтелось бы обратиться к сценарию одного из самых любимых, думаю, по обе стороны океана фильмов – «Самая обаятельная
и привлекательная». С кого списан образ этой дурнушки - главной героини, нашедшей в конце kонцов, своего принца?
До того, как я поступил на высшие курсы сценаристов и режиссеров, я работал в научно-исследовательском институте. По первому о
бразованию я инженер-механик, так что обстановка в научно-исследовательских институтах, где стоит автомат с газированной водой,
где в отделах чертежные кульманы, пинг-понг в перарывах - мне знакома. А вот откуда взялась дурнушка... Как-то мой приятель-режиссер
говорит: «Придумай какой-нибудь сценарий для некрасивой девушки, чтобы был интересный сюжет. Я начал думать, и у меня
выкристаллизовался образ «Самой обаятельной», но в это время мой товарищ уже начал что-то снимать. Потом сценарий этого фильма
на киностудии попал к режиссеру Геральду Бежанову, который и снял этот фильм, а также и другой мой фильм – «Где находится
Нофелет?».
Анатолий, я не ошибусь, если скажу, что из мужского состава вы постоянно снимаете Бориса Щербакова, а в женских ролях -
Любовь Полищук и Ирину Муравьеву. В ваших фильмах их комедийная сущность раскрылась очень хорошо.
К женщинам я бы прибавил еще и Татьяну Васильеву, и Наталью Селезневу, а к мужчинам - Кокшенова и Александра Панкратова. К
сожалению, эпоха зтих прекрасных комедийных актеров, становление которых пришлось на советское время, заканчивается, приходит
конец, потому что новое кино, которое снимается сейчас, не требует большого мастерства. И, к сожалению, новых профессионалов
подобного плана я не вижу, приходится самому искать. В последних фильмах у меня будут сниматься несколько новых актеров.
Давайте обратимся к вашей первой профессии. А что это за такая химическая реакция под названием любовь?
Это довольно-таки философский вопрос. Любовь, по-моему, дана нам от Создателя. По сути - это тот движущий инструмент, который
служит для продолжения рода. А то, во что облекают ее люди, особенно романтически настроенные в ранней молодости, это и есть
любовь. Посмотрите, как Пушкин воспел мадам Керн? «Я помню чудное мгновение»... Это даже переложили на музыку. А почитайте его
письма Вяземскому по поводу того, как он овладел мадам Керн... Любовь – это двигатель жизни (поскольку она заложена в химическом
составе), но воспеваемый и людьми.
Анатолий Николаевич, о вас так тепло отзываются актеры, видно, что вы их любите. Не было ли у вас желания, снять
какой-нибудь длинный сериал с одними и теми же героями?
Да, одно время об этом думал, и даже предложил НТВ снять такой сериал. Но они не поддержали, это было еще досериальное время.
Но я считаю, что я и так снимаю сериал, потому что герои перетекают из одного фильма в другой и, в основном, это то, что я снимаю в
Майами уже лет пять. Если все фильмы сложить, получается сериал. А что касается актеров - это, как я сказал, большая редкость.
Новое поколение уже совсем с другой аурой, невеселой, неяркой.
Может быть, потому что жизнь в России невеселая?
Нельзя сказать, что в 1937-м году была особо веселая жизнь, но появлялись веселые фильмы. Например, «Сердца четырех» в 39-м году,
« Трактористы» и т.д. Весь вопрос, кто этим занимался. Сталин дал установку, он расчищал дорогу для комедий. Знаете, что на комедию
пленки давали в семь раз больше, чем на обычный фильм, т.е. пропорция была 1 : 7 ? Коммунисты сознавали, что комедия - сложный
жанр, заставить человека плакать гораздо легче, чем заставить его смеяться, и поэтому комедии уделялось большое внимание. Сейчас
никого не интересует комедия и, думаю, кино тоже.
Анатолий, в своей речи мы часто упоминаем цитаты из ваших фильмов, а по фразе «Где находится Нофелет?» вообще можно
определить, давно или недавно человек приехал в страну, потому что это культовая фраза и здесь, и в РОССИИ.
Мне тоже один молодой парень сказал, что со своей женой он познакомился благодаря «Нофелету»: иногда действительно трудно начать
говорить с незнакомым человеком. А когда есть манок, необязательный, и ничего в себе не таящий, не настораживающий человека, - это
 и есть хороший предлог для знакомства.
Некоторые любят делиться своими творческими планами... А вы суеверны?
Нет. Сейчас а пишу сценарий фильма, который собираюсь снимать в июле-августе. Рассказать вам, о чем он? У меня большинство
сюжетов о сближении мужчины и женщины, о том, как они знакомятся и как проходят их встречи. Ведь самое интересное - период
сближения. Люди из разных сфер, из разных областей. И вдруг судьба столкнула их, и начинается притирка, именно психологическая, и в
этом всегда бывает основа для комедийной ситуации. Вот о такой ситуации я пишу сюжет.
Вопрос слушателя. Ваши фильмы нас успокаивают, лечат, на них мы отдыхаем. Некоторые психиатры могут взять их за
основу лечения душевно-больных людей.
Я должен вам открыть секрет, что раньше в Госкино был человек, большой энтузиаст этого дела, который занимался прогнозированием
успеха фильма. В то время, когда я снял свой первый фильм, он мне оказал: «Вы даете зрителям вазомоторную разрядку».
Вазомоторная разрядка - это снятие стрессов. Действительно, у меня все время «хэппи-энд», нет таких ситуаций, чтобы у человека
сжимались сосуды, наступала бледность, желание принять нитроглицерин. Так что я согласен и рад, если есть такой эффект.
В основном ваши фильмы легкие, безоблачные, веселые. Но я слышала и о вашей политической ленте под названием – « Сын
неудачника» - достаточно серьезной картине. Несколько слов о ней.
У меня 2 таких фильма: это «Сын неудачника» и «Ультиматум». Это фильмы, затрагивающие социальные вопросы нашей жизни.
«Сын неудачника» - история, взятая из жизни. С моим двоюродным братом, который живет в Ереване, случилась история, близкая к той,
которая показана в фильме, правда, я несколько сместил акценты. Это, о том, как люди, управляющие нашей страной, легко расстались
 со своими принципами. А сын диссидента, человека, который боролся с этими людьми и попал в тюрьму и в итоге погиб, пошел в своего
отца. Людям с принципами в жизни труднее, чем тем, у кого принципов нет. Эти картины стоят у меня в особом ряду и, надо признать,
пользуются меньшей популярностью, меньшим рейтингом. Это указывает на то, что люди хотят больше развлекаться и смотреть
безоблачные картины. Но иногда я стараюсь делать и серьезные фильмы-комедии.
Хотелось бы узнать о ваших жизненных принципах, может быть не о самых глобальных, а о принципах общения с людьми:
что вы приемлете в людях, а что нет?
В первую очередь, чтобы человек был порядочным, искренним, - это самые главные требования. Они и дают возможность общаться с
человеком.
Что вы не можете никогда простить людям?
Лицемерие, предательство. С годами я стал к этому нетерпим.
Живя в Майами, вы встречаетесь с огромным количеством людей кино и театра. С кем из ваших друзей-актеров вы любите
пошутить?
Говорят же, что комики бывают мрачными. Если не изменяет память, это сказал Куприн. Есть люди, котодые умеют шутить, например,
Юлий Гусман Когда собирается много народа, это просто вулкан шуток, хотя дома из него и слова не вытянешь. Люди в кадре и в жизни -
это две большие разницы. Не могу сказать, что кто-то из актеров уж такой шутник: каждый из них по-своему интересен. Например,
Кокшенов, мастер рассказывать случаи из своей жизни. Я могу слушать часами, как он снимался у Тимофея Левчука. Я вспоминаю эти
истории, они на самом деле очень счешные.
Вы вспомнили фильм «День Святого Валентина». Говорят, в Америке не могло произойти такой истории. В мороз люди
оказываются на балконе голыми.
По характеру это больше похоже на Россию, поэтому многие зрители воспринимают эту историю, как произошедшую на самом деле. Но
я считаю, что такая история может произойти с любым человеком на нашей земле: были бы мороз и балкон, а остальное все приложется.
Ваша творческая способность поражает. Хотелось бы спросить, как вы расслабляетесь?
В основном, музыка и чтение -это то, чему я отдаю предпочтение. У меня очень большая коллекция пластинок, больше тысячи
компакт-дисков. Не могу сказать, что меня тянет на природу, хотя люблю купаться в океане. В общем, классический вид отдыха -
лежать и читать.
В каком городе вы комфортнее всего себя чувствуете?
В Майами. Он напоминает мне Баку, где я родился.
Анатолий, ваши пожелания нью-йоркским радиослушателям.
Хочется, чтобы русскоязычные нью-йоркцы не забывали своих корней, своего языка.
А мне хочется пожелать вам удачи и новых фильмов.
Брала интервью Вероника Литвинова