Copyright © 2004 Киностудия "НОВЫЙ ОДЕОН". All rights reserved.
КАК СНЯТЬ ФИЛЬМ ЗА 8 ДНЕЙ ?
Это знает Анатолий Эйрамджан
Интервью газете " Культура " № 22(7230) 15-21 июня 2000г .
Можно по-разному относиться к творчеству Анатолия Эйрамджана. Одни ( прежде всего кинокритики-снобы ) снисходительно, а то
и презрительно улыбаются, когда речь заходит о его картинах. Другие (прежде всего прокатчики), наоборот, считают, что он делает
крепкое кино, которое по вкусу массовому зрителю. Но в любом случае не может не вызвать удивления и уважения тот факт, что,
несмотря ни на что, Эйрамджан снимает и снимает. Смотрите, Павел Чухрай последнюю свою картину "Вор", весьма и весьма
удачную в коммерческом смысле, снял в 1997 году. Последний фильм Юрия Кары "Пиры Валтасара" вышел на экраны 11 лет назад.
Сергей Соловьев не снимает с 1994 года. Список режиссеров, работы которых в прошлом имели немалый зрительский успех и
которым не удается вписаться в современные реалии, можно продолжать и продолжать. А вот Эйрамджан не знает простоев.
После "Импотента" (1996) был "Ночной визит" (1997), затем последовали "Примадонна Мэри", "Когда все свои", "Ультиматум".
Совсем недавно в Центральном доме кино состоялась премьера "Дня святого Валентина". А в производство запущена новая
комедия: "Агент в мини-юбке". Как, за счет чего ему удается держаться на плаву?
Главное, наверное, то, что фильмы Эйрамджана поразительно дешевы. И потому никогда не бывают убыточными, что в нынешние
времена в нашем кино величайшая редкость. Экономить приходится абсолютно на всем. Студия режиссера "Одеон" состоит всего
из трех человек: сам Эйрамджан (в одном лице продюсер, сценарист, режиссер, художник-постановщик, художник по костюмам,
музыкальный оформитель и т.д.), его постоянный помощник, а по совместительству и жена Оксана Шагдар и директор Владимир
 Соколов - кандидат технических наук, бывший завлабораторией ЦНИИТМАШа. На съемочный период (очень короткий: "Моя
морячка" - 8 дней, "Бабник" - 12 дней) к этому костяку прибавляются еще 3 - 4 человека: оператор, старший сын режиссера Сергей -
звукооператор и вообще мастер на все руки, второй режиссер и при необходимости - подсобный рабочий. Каждому приходится
совмещать несколько профессий (за осветителей работать, за костюмеров, за реквизиторов), и каждый знает "свой маневр", все
продумано, четко организовано. У Эйрамджана не бывает на съемочной площадке, чтобы кого-то ждали, сидели без дела, курили.
Режиссер зачастую обходится одним дублем. Но бывают, конечно, и исключения. В "Третьем не лишнем", например, финальную сцену
с Щербаковым и Полищук снимали 5 раз, а финальный кадр "Импотента" - 10 раз.
Как известно, родные сестры дешевизны - убогость и спешка. Иногда Анатолию Николаевичу удается перешагнуть через невозможное,
и некоторые его комедии по своему антуражу выглядят просто роскошными. Каким-то фантастическим образом ему при нищенском
 бюджете удавалось снимать своих героев в настоящих, а не бутафорских Арабских Эмиратах ("Импотент"), в настоящей Америке
("Примадонна Мэри"). Ну кто еще у нас может себе это позволить? Нынешние продюсеры зачастую и сценарий-то не станут читать,
если услышат, что требуется хотя бы небольшая экспедиция.
Но такие "прыжки" удаются режиссеру (и продюсеру) далеко не всегда. В некоторых картинах убогость костюмов и интерьеров бьет в
глаза. Подчас место действия ограничивается всего лишь несколькими объектами (в "Ночном визите" все происходит в малогабарит-
ной квартире). Конечно же, осознанная необходимость работать предельно быстро и без очевидного брака, ограничиваться миниму-
мом натурных съемок и обходиться без павильонных сковывает фантазию режиссера, ограничивает его возможности, не позволяет
добиться высокого художественного результата. Но при всем при этом...
Прежде всего тут надо, как мне кажется, определиться в критериях оценки. Бессмысленно сравнивать, скажем, "Примадонну Мэри" с
"Вором". Или с "Сибирским цирюльником". "Примадонна" - в другой весовой категории. И по бюджету. И по своим задачам. Она
принадлежит к малобюджетному коммерческому кино, которое всегда было, есть и будет в массовом количестве. И в этой области,
как и везде, есть таланты и есть бездари, есть профессионалы и есть халтурщики. Первых, как водится, - единицы.
Сам Эйрамджан, между прочим, первопричиной успеха своих картин считает не их дешевизну, а добротные сценарии, в основе
которых лежат оригинальные идеи. Все остальное, мол, нанизывается на стержень идеи. В сценарном деле он и впрямь мастер.
В его фильмах вы не найдете нестыковок, нелепостей, бредовых поворотов сюжета, что, к сожалению, характерно для отечественного
коммерческого кино. Напротив, в них всегда четко прописана история, персонажи не обезличены, комедийные ситуации возникают не
по сумасбродной прихоти автора, а обусловлены характерами персонажей и логически вытекают из предшествующих событий.
Скажите, вас никогда не удивляло то, что у Эйрамджана всегда звездный актерский состав? Ведь, судя по бюджетам его картин, он
не платит актерам звездные гонорары. Тогда в чем дело?
По нынешним меркам мы действительно платим мало, - говорит Анатолий Эйрамджан. - Однажды Державин, исполнитель главной
роли  "Импотенте", сказал мне: "То, что я получил за картину, могу заработать с Ширвиндтом за один концерт". Но, во-первых, далеко
не каждый может заработать на жизнь концертными выступлениями. Так что мои гонорары и немаленькие, если учесть обстановку в
стране, фактическую безработицу актеров. Во-вторых, заметьте, я их не мариную по два-три месяца, как это нередко бывает. Они
знают, что недели через две освободятся. И, если судить по затратам сил и времени, гонорары, которые плачу я и которые платят
продюсеры других фильмов, в общем, эквивалентны.
Немало здесь значат и дружеские отношения, которые установились у меня со многими из актеров еще с тех пор, когда я был
сценаристом, - со съемок таких фильмов, как "Самая обаятельная и привлекательная", "Где находится нофелет?". Нельзя сбрасывать
со счетов и мой режиссерский имидж: Александр Панкратов-Черный, Любовь Полищук, Татьяна Васильева и многие другие знают, что
наш фильм будет иметь зрительский успех, хорошо разойдется на видео, его многократно покажут на ТВ. А ведь для актера крайне
важно быть постоянно на слуху и на виду - такова особенность профессии.
Так считает сам режиссер. А вот мнение одного из любимых его актеров - Бориса Щербакова :
Анатолий Николаевич в отличие от многих других режиссеров ни на минуту не забывает о зрителе. Его картины смотрятся с
удовольствием, потому что они просты, незатейливы, коротки. А краткость, как известно, - сестра таланта. Они о жизни, о том, что
волнует каждого человека. В них всегда есть драматургия, то есть актеру есть что играть. Он нашел свою тему, свою нишу, я считаю,
что дай ему Бог и дальше ее раскапывать. Он дает полную свободу актеру, главное - нести мысль, а какие ты слова будешь говорить,
как будешь себя вести, - тут тебе все карты в руки. Вот это мне очень нравится в нем. И не только мне. Единственное, что я ему
посоветовал бы, - не так спешить, больше работать с актерами, лучше разрабатывать сцены. Но и его понимаю: он вынужден
торопиться. Денег в обрез, поджимают сроки - то, се, пятое, десятое... И это сказывается на качестве картины. Камера статична,
мало "восьмерок", мало крупных планов - все действие идет на среднем плане... И это вовсе не потому, что Эйрамджан не умеет этого
делать - прекрасно умеет, он очень профессиональный человек. А то, что часто приходится одним куском снимать большую сцену,
скорее его беда, чем вина.
Брал интервью Геннадий Белостоцкий, г.Москва.