Copyright © 2004 Киностудия "НОВЫЙ ОДЕОН". All rights reserved.
ИСТОРИИ В ДЕТАЛЯХ ОТ АНАТОЛИЯ ЭЙРАМДЖАНА.
Отрывки из интервью журналу "Менеджер Кино" №2 , 2006г .
Ф И Л Ь М О Г Р А Ф И Я :
1975 г. «Что наша жизнь?» (кино-альманах «Ау-у!»), сценарист
1976 г. «Встретимся у фонтана», сценарист
1980 г. «Если бы я был начальником», сценарист
1981 г. «Куда он денется!», сценарист
1981 г. «Пора красных яблок», сценарист
1982 г. «Путешествие будет приятным», сценарист
1983 г. «Витя Глушаков — друг апачей», сценарист
1985 г. «Самая обаятельная и привлекательная», сценарист
1987 г. «Где находится Нофелет?», сценарист
1989 г. «За прекрасных дам!», режиссер, сценарист
1990 г. «Бабник», режиссер, сценарист
1990 г. «Моя морячка», режиссер, сценарист
1991 г. «Настоящий мужчина» (короткометражный фильм)
Фильмы, снятые А.Эйрамджаном на киностудии «НОВЫЙ ОДЕОН» в качестве продюсера, режиссера
и сценариста :
1992 г. «Новый Одеон»
1993 г. «Старые пластинки» (короткометражный фильм )
1994 г. «Жених из Майами»
1994 г. «Третий не лишний»
1996 г. «Импотент» ( Приз «Золотая Деметра», г. Ялта, 1997г. )
1997 г. «Ночной визит»
1998 г. «Когда все свои»
1998 г. «Примадонна Мэри»
1999 г. «Ультиматум»
2000 г. «День Святого Валентина»
2000 г. «Агент в мини-юбке»
2001 г. «Любовница из Москвы»
2001 г. «Тайное свидание»
2001 г. «Мы сделали это!»
2002 г. «Сын неудачника»
2002 г. «Легкий поцелуй»
2002 г. «Стрела любви»
2004 г. «Заторможенный рефлекс»
2004 г. «Жениться в 24 часа»
2004 г. «Дар природы»
Анатолий Николаевич Эйрамджан — режиссер, сценарист, автор известных и любимых комедий. Сегодня он живет в Майями, где и
снимает большинство своих картин. Его комедии любимы в народе, но осмеяны критиками. Однако это не помеха для мастера, который
продолжает творить, ведь главное для него — мнение зрителей, которые давно считают его комедии истинно народными. А с чего все
начиналось, как снимались комедийные хиты и как относится Анатолий Эйрамджан к критике, читайте в наших историях.
История о ситуации в Российском кинематографе.
Почему в России комедия как жанр исчезает? Что же происходит теперь? Новые комедийные актеры не появляются, источник как бы
высох, иссяк. В чем дело? А просто изменились условия, нет заказа свыше, ниоткуда, ни из правительства, ни со студий и телеканалов.
Все заняты финансовыми вопросами — кино и телесериалы служат в основном личному обогащению небольшой группы людей, и те, зная,
что комедия — жанр нелегкий и удач там нельзя ждать серийно, как, например, от бандитских сериалов или фильмов о нечистой силе,
просто выбросили этот жанр на свалку. То, что иногда появляется в этом жанре, комедией никак нельзя назвать. Последние понравившиеся
мне фильмы-комедии, — это, пожалуй, лет 10 назад снятое «Окно в Париж» (кстати, куда подевался прекрасный комедиограф Мамин?
Тоже не нужен?) и совсем недавно снятая и обрадовавшая меня картина Александра Стриженова «180 и выше». А помните, что говорил
Илья Ильф? «Смешную фразу надо холить и лелеять, ласково поглаживая по подлежащему». То же самое надо делать и с комедией,
«ласково поглаживая» актеров, режиссеров, сценаристов...
История о том, как снять хит и откуда берутся идеи.
Сюжет «Самой обаятельной» родился совершенно случайно. Мой приятель, режиссер-документалист, хотел попробовать снять
художественный фильм и как-то обратился ко мне с просьбой написать сценарий про некрасивую девушку — у него была на примете
какая-то подходящая актриса. Его просьба застряла у меня в памяти, я непроизвольно стал думать над этой темой и наконец написал
сценарий. Но мой приятель к тому времени добился уже постановки художественного фильма, был занят съемками, и я стал показывать
сценарий на «Мосфильме», потом, получив во всех объединениях отказ, отправил сценарий на «Ленфильм». Там сценарием заинтересо-
вался один из ведущих режиссеров Игорь Масленников, но пока сценарий проходил там обсуждения и доработку, Масленников стал
снимать «Зимнюю вишню», и по всему было видно, что не скоро он освободится. К тому времени режиссер Г. Бежанов получил право
постановки на «Мосфильме», показал мой сценарий в Объединении у А.Н.Сахарова, сценарий Сахарову понравился, фильм был снят и
имел большой успех у зрителей. Многие женщины-зрительницы признавались мне, что смотрели фильм по нескольку раз. Когда я писал
сценарий, честно говоря, не представлял, что эта тема может иметь такой резонанс у зрителей. И потому дать рецепт, как создать фильм,
обреченный на успех, не могу. Мне кажется, каждый раз надо стараться придумать занимательную, смешную историю, а остальное
покажет прокат фильма. Приведу еще один пример рождения хита. Я ехал в метро на встречу с инвестором, который готов был дать деньги
на фильм, и старался лихорадочно придумать что-нибудь «сногсшибательное», чтобы рассказать и увлечь его. И когда через 20 минут мы
с ним встретились, я рассказал ему «День Святого Валентина». Сюжет «Моей морячки» я «услышал», гуляя с сыном в Парке Горького:
откуда-то со стороны Зеленого театра все время слышались выкрики: «Ну, кто еще хочет проверить, есть ли у него талант?» И зазвучала
песенка «Приходи моя морячка, я любовь тебе отдам!» Я не могу забыть, как после показа на одном из первых кинорынков фильма
«Бабник» прокатчики, вырвавшись из зала после просмотра, давя и отталкивая друг друга, бросились к нашему столику, чуть не смели его,
раздавались даже крики вроде: «Вас здесь не стояло!» Приятно было это наблюдать, но тогда я не предполагал, что больше такого
ажиотажа ни с одним моим (да и чужим) фильмом больше не будет — прокат тихо приказал долго жить.
История отношения режиссера и сценариста к критикам.
Да, критики в основном ругают меня — сказывается их неподготовленность к восприятию освобожденной от пут социалистической цензуры
 комедии и еще стадность мышления, в основе которого лежит воспитанное в них отношение к комедии как к низкому жанру. Именно этим
 можно объяснить тот позорный факт, что ни одна комедия Гайдая не получила Государственной премии или призов на всесоюзных
фестивалях. Потому я к критикам отношусь снисходительно, понимая, что в большинстве своем они уступают мне в эрудиции и общей
культуре (уверен, что книжек прочитал и фильмов я просмотрел больше них), не говоря уж о том, чему посвящены почти все мои фильмы,
 — сближению мужчины и женщины. Вряд ли они, в основном явно закомплексованные люди, знают об этой стороне жизни больше меня
или моих друзей — бабников. И тут я могу ответить еще на один, часто задаваемый мне вопрос: откуда берутся сюжеты моих комедий. Они
приходят мне в голову, подсказанные личным опытом или опытом моих друзей. Но ни один сюжет моего фильма не является полностью
автобиографичным или имевшим место в жизни — все обработано и доработано с помощью искусства под названием драматургия.
Почему сейчас нет хороших комедий, а раньше, при социализме, были? Мне кажется потому, что раньше был партийный заказ на комедию.
Советские люди должны были смеяться, это должно было помогать им «строить и жить». Это отлично понимал Сталин и потому лично
курировал и пестовал режиссеров-комедиографов. В дальнейшем эту линию не подвергало ревизии Политбюро и продолжало требовать
от кинематографистов комедий. Этот заказ вызвал появление целой плеяды замечательных комедийных актеров — Филлипова, Басова,
Леонова, Крамарова, Зеленой, Этуша, Грибова, Куравлева, Жарова, Муравьевой, Целиковской, Орловой, Ильинского, Мишулина, Яковлева,
 Селезневой, Невинного, Вицина, Никулина, Броневого, Полищук, Васильевой, Моргунова, Рыжова, Кокшенова, Державина, Пуговкина и
многих других, которых надо просто вспомнить. И мне кажется, такого количества любимых народом комедийных актеров нет больше ни
в одной кинематографии мира!
История о том, как снять малобюджетную комедию.
В режиссерскую профессию я вошел как по маслу — никаких проблем! Сказалось первое техническое образование — начертательная
геометрия приучила проецировать изображение на нужную плоскость. И умение рационально организовать съемочный процесс — тоже
от первой профессии. В группе у меня не более 7—8 человек, все взаимозаменяемы, кроме меня и оператора, все необходимое всегда
под рукой, ничего и никого не надо ждать. Потому и снимаю быстро. Шутя я говорю, что снимаю я, как и пишу, не отрывая ручки от бумаги.
В среднем снимаю фильм не более чем за 10 дней, но есть и отдельные личные рекорды — в 6—7 дней. Я всегда подчеркиваю, что
снимаю не малобюджетные, а микро-бюджетные фильмы. В среднем бюджеты моих фильмов держатся у отметки в 50 000 долларов.
Проигрывает ли от этого качество моих фильмов? В общем, думаю, не очень. Потому что я уже при написании сценария ориентируюсь на
свой будущий бюджет и «протягиваю ножки по одежке». Зато какието сюжеты, темы остаются для меня недоступными. Например, у меня
 давно уже есть сценарий о великом американском писателе О.Генри, построенный на фактах автобиографической книги его друга (с
которым они вместе сидели в тюрьме) Элла Дженнингса, известного налетчика на поезда и грабителя банков. Фильм по такому сценарию
не снять и за миллион долларов!
История о том, как бороться с видеопиратами .
К сожалению, в Интернете продаются мои фильмы без моего согласия, и наша студия не имеет с этих продаж ни копейки. Фирма «Арена»,
 которая имела с нами договор на распространение видеокассет с нашими фильмами, самовольно торгует ими в Интернете, показывает по
ТВ на Украине, в Прибалтике и, по-видимому, в других «невидимых» нашему глазу местах. Сейчас в арбитражном суде Москвы мы ведем
уже около года против них судебное дело и не известно, когда и как оно закончится. А вот в Америке впервые в практике борьбы
российских кинопроизводителей против видеопиратов США я одержал победу: фирмы «Moscow Video film» и «RBC-Video» в Нью-Йорке,
«TOP1 Video» в Лос Анджелесе и «Moscowvideo» были уличены в контрабандном прокате и продаже моих фильмов и приговорены судом
 к штрафу. Теперь в США в крупных городах пираты опасаются показывать мои фильмы. Зато всех остальных российских фильмов и
сериалов у них, как говорят, навалом! Все новинки можно взять и посмотреть в пункте проката на следующий день после выхода их в
Москве. Мой совет тем производителям, кто хочет остановить контрафактный показ фильмов в США: надо в первую очередь
зарегистрировать свои фильмы в Библиотеке Конгресса США ( это стоит 30 долларов за фильм ), сделать контрольные закупки своих
фильмов, сохранив чеки, и найти адвоката, готового работать на оплату своих услуг из выигранной по суду суммы ( обычно это
составляет 30—35% ).
История о режиссерской верности любимым актерам.
Задумывая новый фильм, я сразу упираюсь в проблему — где взять актеров для этого фильма? Обаятельных, излучающих добро молодых
актеров я в сериалах не вижу, но такие есть, я в этом не сомневаюсь. Просто должны быть созданы условия для их появления. Например,
при Госкино должно быть создано объединение комедийного кино с задачей запускать не менее 5 комедийных фильмов в год с о
бязательной их самоокупаемостью. Последнее условие нужно для того, что-бы люди, работающие в этом объединении, отвечали бы за то,
кому и на что они дают бюджетные деньги. Тогда, возможно, появятся новые Щербаковы, Державины, Любови Полищук, Ирины
Муравьевы...
История последняя. О сегодняшних буднях режиссера .
Сейчас я заканчиваю работу над книгой « С миру по нитке », второе название книги — « Истории про кино и для кино ». Там собраны
интересные, смешные, курьезные истории, произошедшие со мной или моими друзьями во время съемок моих фильмов. Книгу я задумал
как «алаверды» известной книге моего прадеда , которая в переводе с армянского звучит приблизительно так — « Главнейшие события
в моей жизни ». Я тоже решил собрать в книге «главнейшие события», но в отличие от прадеда — несерьезные, с комедийным оттенком.
А кино уже больше года не снимаю — нет денег. Но я не теряю надежды.
Брала интервью Элен Мусаелян.