Copyright © 2004 Киностудия "НОВЫЙ ОДЕОН". All rights reserved.
Году, по-моему, в 1977 или 1978 в Болшево проходил семинар кинематографистов, на котором присутствовал и я – тогда
еще начинающий сценарист. Мы смотрели фильмы, обсуждали их, перед фильмами выступали их создатели – сценаристы,
режиссеры.
Нам показали только что снятый фильм Леонида Гайдая  «Инкогнито из Петербурга». Мне фильм понравился, и, должен
сказать, я никогда не думал, что смогу смеяться на «Ревизоре» Гоголя. И то, что мне было смешно, я думаю, это целиком
заслуга Гайдая. Он смог наполнить эту пьесу юмором, гегами, понятными сегодняшнему зрителю, а в оригинале (пусть
простят меня Николай Васильевич и почитатели этой его пьесы) хохмы типа «Добчинский-Бобчинский» не вызывали у меня
даже тень улыбки. Пьеса хлестко высмеивала нравы того времени, очень хороша сама задумка, но...
как говорил Аркадий Райкин в одной из своих миниатюр, – не смешно. И вот Гайдаю каким-то чудом удалось преодолеть
заложенные в пьесе архаичные шутки и адаптировать ее под современного зрителя. Низкий ему поклон за это.
На следующий день мы посмотрели также только что законченный фильм Ролана Быкова и тоже по Гоголю – «Нос».
Фильм показался мне скучным, излишне многозначительным и абсолютно не интересным. Можно было бы вообще не
вспоминать об этом фильме, если бы после просмотра не выступил привезенный Роланом Быковым специально из Москвы
гоголевед (фамилию его я не запомнил), который вовсю стал расхваливать фильм Быкова, говорил всяческие комплименты
создателю вплоть до того, что по таланту режиссер приблизился к автору произведения, и все такое.
Это тоже можно было бы не вспоминать, если бы, воздав непомерную хвалу фильму «Нос», гоголевед не переключился бы
на фильм «Инкогнито из Петербурга», снятый Гайдаем. Гоголевед витиевато и с академическим пафосом стал объяснять
присутствующим, что этот фильм – откровенная неудача, что Гайдай, зная свои возможности, не должен был браться за
такое дорогое почитателям Гоголя произведение, а Госкино поступило очень неосмотрительно, разрешив ему снять
произведение великого русского писателя, когда уже  имелся печальный прецедент в виде фильма по Булгакову, а именно
«Иван Васильевич меняет профессию» (на мой взгляд, один из лучших шедевров Гайдая.)
Ролан Быков сидел за столиком рядом с гоголеведом с серьезным и озабоченным лицом и не делал попытки его остановить.
И из присутствующих в зале никто тоже не попытался это сделать, а там, кроме нас – нескольких новичков, чудом попавших
на этот семинар, сидели мастера и корифеи отечественного кинематографа. Все молча выслушали гоголеведа и после этой
лекции вышли покурить на веранду.  Я следил за Гайдаем и представлял себе, что я бы сделал с этим гоголеведом, будь я
на месте Гайдая. С тем багажом фильмов и с той любовью зрителей, которой он был уже окружен в то время, я бы имел
полное право отозвать этого гоголеведа в сторонку,  думал я тогда, и хорошенько врезать ему. А в его лице и Быкову,
который, возможно, был организатором этого выступления, но, как говорится, не пойман – не вор. А вот гоголевед уже
провинился: простая этика и такт должны были удержать его от превозношения фильма одного мастера и хуления фильма
другого в зале, где сидят оба режиссера. Такое мог сделать только откровенный мерзавец. (Сейчас я считаю, что Гайдай
поступил абсолютно правильно, с достоинством проигнорировав эту акцию с гоголеведом.)
Гайдай спокойно курил на веранде, возле него сгруппировались люди, хорошо к нему относящиеся, а он, я видел, даже
улыбался, махал рукой, типа: «Пусть говорят, ну что с ними  поделаешь». Но факт остается фактом – фильм «Инкогнито из
Петербурга» зрители смотрят до сих пор, а где фильм «Нос» Ролана Быкова?
Потом жизнь свела меня с Гайдаем, не близко, в основном, по делу – он прочитал мой сценарий и высказал мне свое
мнение, дал какие-то советы, но, к сожалению, нам не пришлось с ним совместно поработать, а так хотелось! А через
несколько лет Гайдай пришел на премьеру фильма «Бабник» в Дом кино, и, когда он подошел ко мне после просмотра, чтобы
поздравить, я был очень удивлен и обрадован – любимый режиссер без специального приглашения пришел на мою
премьеру!
И вот еще две встречи с Гайдаем, которые остались у  меня в памяти. Приближалось его 70-летие и все ожидали, что
юбилей великого мастера комедии отметят в Доме кино, где всегда отмечали такие события (например, все юбилеи Э.
Рязанова, что естественно. Но даже не очень знаменитые  кинематографисты, такие, как Аркадий Инин или Григорий Гурвич,
– отметили в Доме кино, соотвественно, 55-летний и 40-летний юбилеи.)  Но никто Гайдаю не предложил отметить его день
рождения в Доме кино, а сам он и не пытался пробивать такое мероприятие и тогда директор кинотеатра «Москва» Расим
Даргях-заде стал обзванивать по собственной инициативе знакомых кинематографистов и приглашать к себе в кинотеатр
отметить юбилей Гайдая.  Дело в том, что Госкино в свое время выделило Расиму какие-то деньги на проведение собраний,
обсуждений и фестивалей в его кинотеатре, которые иногда заканчивались легким фуршетом в фойе «Москвы». Так он
решил поступить и в этот раз. Я, разумеется, приехал в назначенный час в кинотеатр  «Москва» и был очень обрадован, что
Гайдай пришел на эту (не могу подобрать другого слова) дружескую вечеринку, где было много актеров, снимавшихся в его
фильмах, людей, работавших с ним и просто почитателей его таланта, каким были я. Он, как всегда, был прост, шутил,
улыбался, с легкой иронией принимал тосты в свою честь, и я не заметил тени ущемленного самолюбия, которое могло
возникнуть, мне кажется, у многих менее известных и любимых зрителями режиссеров, если бы их юбилей был отмечен
только так.
И третья, самая печальная встреча с Гайдаем произошла вскоре после «юбилея» на его похоронах.
Я приехал с цветами к Дому кино, к центральному входу, по опыту зная, что прощание со всеми значительными (я не говорю,
великими) кинематографистами всегда проходило в Большом зале Дома кино. И вдруг узнаю, что идти надо в Белый зал.
Может, не к месту вспоминать гробовщика Безенчука из «Двенадцати стульев», но у того была строгая градация, как, в
зависимости от ранга, следует хоронить покойника. При жизни Гайдая ругала наша «умная критика», приструняли
руководители Госкино, снисходительно отзывались о нем многие ведущие кинематографисты. Но после смерти такой
мастер, Народный артист РСФСР, Народный артист СССР, Лауреат  Государственной премии должен был быть похоронен с
подобающими его рангу почестями. Так  вот Гайдаю после его смерти чиновники Госкино, Союза Кинематографистов,
дирекция Дома Кино, Правление Союза кинематографистов, не знаю кто , но ясно, что какие-то очень нехорошие  люди
вынесли такое решение – хоронить Гайдая по второму разряду.
И сейчас, когда я слышу страстные речи  известных кинематографистов с экранов телевидения, восхваляющих Гайдая и его
фильмы, я не всегда уверен, что эти люди в свое время не травили Гайдая и не приложили свою руку к его похоронам.